Мыслитель Джордано Бруно, казнённый за правду
Тарасова Д. А.
Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno) итальянский католический священник, монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт, автор многочисленных трактатов. Был арестован 23 мая 1592 года. Казнён ⎯ 17 февраля 1600 года в Риме, Италия.
Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет он поступил в монастырь Святого Доминика, где в 1565 году постригся в монахи и получил имя Джордано. Своё первое сочинение «Ноев ковчег» Бруно посвятил папе Пию V во время своего посещения Рима в 1568 году. В 1572 году 24-летний Джордано становится католическим священником. В 1576 году переезжает в Рим. Но из-за своей склонности к чтению сочинений, признанных католической церковью неблагополучными, навлёк на себя подозрения в исповедании ереси и был вынужден покинуть орден доминиканцев в 1576 году и скитаться по Европе: жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись в Италию в 1592 году, был арестован в Венеции и выдан инквизиционному суду в Риме. Был сожжён на костре как еретик и нарушитель монашеского обета, но не отрёкся от своего вероучения и убеждений.
Джордано Бруно создал своё учение о бесконечности вселенной и множестве миров. Бруно выступил против господствовавшей в то время схоластической аристотеле-птолемеевской геоцентрической системы устройства мира, противопоставив ей систему Коперника, которую он расширил, сделав из неё философские выводы и указав на такие отдельные факты, которые ныне признаны наукой несомненными: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планетах в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество небесных тел, подобных нашему Солнцу.
«Небо, следовательно, едино, безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других. Безмерная, бесконечная Вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нем. В нем существуют бесчисленные тела, подобные нашему, из которых ни одно не находится в большей степени в центре Вселенной, чем другое, ибо Вселенная бесконечна, и поэтому она не имеет ни центра, ни края», — писал Бруно в своей книге «О бесконечности Вселенной и Мирах».
Бруно находился под влиянием элейских, неоплатоновских, а отчасти и эпикурейских идей. Кроме того, мыслитель имел пантеистическое миросозерцание и считал, что вся Вселенная, включая людей, Землю и звезды, состоит из одной и той же материи, а не из материи земной и небесной:
«Бог и вселенная — одно и то же бытие; вселенная бесконечна в пространстве и времени; она совершенна, так как в ней пребывает Бог. Простые, неразложимые элементы всего существующего — монады; они не возникают, не исчезают, а только соединяются и разъединяются; это метафизические единицы, психические и в то же время материальные точки. Душа — особая монада; Бог — монада монад».
Этот тезис поражал современников Джордано Бруно своей смелостью. Считается, что именно за него ученого и сожгли на костре как богохульника и еретика, сделав его мучеником. Целью святой инквизиции было искоренение ереси, то есть искажений христианского учения. Причем искажения требовались серьёзные: отрицание Троицы, божественности Христа, Страшного суда, непорочного зачатия и так далее.
Целых семь лет он находился в римских тюрьмах, его пытались заставить отречься от своих взглядов и покаяться, но мыслитель был непреклонен и не согласился признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. На последнем суде, где ему вынесли приговор, обсуждали не Вселенную, а отрицание им божественности Христа. Он сказал: «Вероятно, вы с бо́льшим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю».
В последующие столетия Бруно стал символом науки и прогресса, убитым догматичными религиозными фанатиками и инквизицией. Он принял учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, а также считал, что звезды ⎯ это другие солнца подобные нашему. Поскольку эти гипотезы подтверждает современная астрономия, получается, что Бруно казнили за правду, а сам он предстает «мучеником за науку».
Примеров таких в истории множество, подобному церковному разбирательству подверглось астрономическое учение и самого Коперника. По итогам в его книгу «De Revolutionibus Orbium Coelestium» ⎯ «О вращении небесных тел» потребовали внести исправления и указать, что изложенная теория лишь математическая модель для расчета положения планет, а не отражение материальной действительности. В этом варианте она издавалась в течение последующих столетий. Галилео Галилей, тоже не избежал аналогичной участи и был отправлен под бессрочный домашний арест за то, что продолжал упорствовать, что в центре мира находится Солнце.
С современной точки зрения ⎯ Бруно не был ученым, он не проводил систематических наблюдений и не делал теоретических обобщений полученных результатов. Он был философом-неоплатоником и последователем оккультного герметического учения. Бруно принимал за основу положение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца и дополнял его учением о множественности миров. Поэтому некоторые его философские рассуждения, догадки и выводы многих удивляли, как например:
«Земля — разумное существо — это ясно из ее разумного и интеллектуального действия, которое видно в правильности ее движения вокруг собственного центра, и вокруг Солнца, и вокруг оси своих полюсов, каковая правильность невозможна без интеллекта скорее внутреннего и собственного, чем внешнего и чуждого».
Эта цитата грубо противоречит научной картине мира, а тем более католическому церковному учению. Однако, спустя 330 лет Алиса Бейли в своей книге «Сознание Атома» приближается к обсуждению этой темы, где приводит высказывание Эдисона:
«Я не верю в инертность материи и её активность лишь под воздействием внешней силы. Мне кажется, что каждый атом обладает определённым количеством примитивного интеллекта. Посмотрите на тысячи способов соединения атома водорода с атомами других элементов и образование при этом самых различных веществ. Можно ли говорить, что всё это происходит без участия интеллекта? В гармоничных и полезных сочетаниях атомы образуют удивительно интересные формы и цвета или издают прекрасные ароматы, как бы выражая своё удовлетворение... При их соединении в определённые формы появляются живые организмы низшего порядка. В конечном итоге они составляют человека, представляющего совокупный интеллект всех атомов».
«Но откуда же изначально берётся этот интеллект?» – спросил журналист.
«От какой-то силы, намного превосходящей нас самих» – ответил Эдисон.
«Так Вы верите в разумного Создателя, в личного Бога?»
«Конечно. Существование такого Бога, с моей точки зрения, вполне может быть доказано химией».
__________
«Мы рассмотрели атом и узнали, что, согласно последнему определению, это, в действительности, силовая, или энергетическая, единица, состоящая из положительного электрического заряда, энергетизирующего ряд отрицательных частиц. Мы выяснили, что крошечный атом химика и физика в целом имеет ту же структуру, что и Солнечная система, проявляет подобную же активность и управляется аналогичными законами. Мы отметили, что в нём имеется центральное солнце и электроны, вращающиеся вокруг этого солнца по своим чётко определённым орбитам, и отметили, что химические элементы отличаются друг от друга только количеством и расположением этих электронов вокруг центрального положительного заряда. Отсюда мы перешли к исследованию души, или психэ атома и узнали, что учёные признают то, что атомы обладают качеством, проявляют признаки ума, или интеллекта, и способны различать и выбирать. А это есть основная черта сознания, и оно проявляется на всех уровнях и во всех четырёх царствах природы – человеческом, животном, растительном и минеральном. На что скептик может возразить: «Это как?». На что восточная эзотерическая доктрина ответит: «Да, даже минералы проявляют признаки сознания или сознательной реакции на возбудитель и признаки усталости». Наличие сознания у растений признаётся всё шире, публикуются очень интересные статьи на эту тему, открывающие широкий диапазон мнений.
Как мы уже сказали, единственное, что можно с уверенностью отметить об атомной субстанции, это то, что она обладает интеллектом, то есть способностью различать и выбирать. Это основная особенность сознания, проявляющегося через минеральное царство. В растительном царстве проявлено другое качество — зачаточная сенситивность, или чувствительность. Это царство откликается иначе, чем минеральное. В животном царстве обнаруживается третья реакция: животное демонстрирует не только чувствительность гораздо в большей степени, чем в растительном царстве, но и признаки интеллекта, или зародыша ума. Инстинкт признаётся за всеми животными единицами, а само слово (instinct) происходит от того же корня, что и слово «побуждать» («instigate»). Когда в какой-либо животной форме возникает способность откликаться на побуждение, это свидетельствует о начале проявления зародыша ума. Во всех этих царствах существуют различные градации и виды сознания, а у человека мы видим уже первые признаки самосознания, или того, что позволяет ему осознавать себя отдельной личностью, движущей силой своего бытия.
«Эзотерическая философия учит, что все живёт и обладает сознанием, но не все жизни и сознания подобны человеческим»; она обращает особое внимание на то, что «целые пропасти существуют между сознанием атома и цветка, сознанием цветка и человека, сознанием человека и Бога». Как говорит Браунинг: «Но в человеке вновь возникает стремленье к Богу». Человек ещё не Бог, но становится Богом, проявляет образ Божий, и когда-нибудь это проявление будет совершенным. Через объективное он стремится к демонстрации субъективной, божественной, тройственной жизни.
Для тех, кто интересуется способностью осознавать и имеет обыкновение отмечать то, что происходит вокруг, очевидно, что у людей есть разные уровни ментальности и разные типы сознания. Есть люди энергичные, живые, замечающие всё вокруг, тонко чувствующие, следящие за течением мысли в различных областях человеческой активности и ничего не упускающие. А есть люди, как будто пребывающие во сне, которых, кажется, ничто не интересует; всё проходит мимо их сознания, они инертны, слабо реагируют на внешние возбудители и умственно пассивны. Одни реагируют очень быстро, а другие медленно. Но дело вовсе не в том, что одни глупее других, просто всё определяется внутренним этапом эволюции человека, числом его воплощений и длительностью периода развития сознания. А в это понятие заключено всё то, что было обретено на предыдущих этапах в трёх низших царствах природы. Стать человеком можно, лишь пройдя громадный эволюционный процесс в этих царствах и собрав его плоды. Человек начинает своё развитие, уже имея в латентном состоянии всё, что было достигнуто в трёх низших царствах. Он обладает самосознанием и имеет перед собой чёткую цель: достижение группового сознания. Для атомной субстанции целью есть достижение самосознания, для человека же целью является более великое Сознание и более широкий круг осведомлённости.
Эволюционное развитие сознания человека является лишь повторением на более высоком витке спирали двух этапов, которые мы отмечали в эволюции атома: этапов атомной энергии и групповой связанности. В настоящее время человечество проходит атомный этап проявления, ведущий к ещё не достигнутой цели — групповому этапу осознанности.
Таким образом, мы сопоставили человеческое существо и атом и выявили их схожесть. Выяснилось, что человек притягивает к себе и удерживает в сфере своего влияния материю различных своих тел – ментального, эмоционального и физического – совершенно так же, как центральная фокусная точка атома удерживает вращающиеся вокруг неё электроны. Оказалось, что эту идею можно развить дальше, и мы обратили внимание на планету, отметив её подобие природе человеческого атома и первичного атома субстанции, только планета является выражением жизни, проявляющейся через сферическую форму и реализующей разумный замысел. Аналогией этому является и Солнечная система, как космический атом, энергетизируемый жизнью Логоса».
Алиса Бейли «Сознание Атома»
Получается, что Космологическая теория Джордано Бруно на несколько веков опережала теории и гипотезы других авторов. В своих трудах он писал, что теории его сподвижников только дают ему необходимый импульс для дальнейшего продвижения в направлении исследования Мира и дают ему теоретическую основу для выводов.
Без сомнения, Бруно стал одним из самых ярких выразителей мятежного гуманистического духа эпохи Возрождения и одним из ключевых деятелей, завершающих этот период. Но и на этот счёт есть разные мнения:
«Бруно, в рамках философии Возрождения, определённо наиболее сложный из философов. Отсюда различные толкования его учения. В настоящее время многие интерпретации его идей пересматриваются. Делать из него предтечу современного ученого эпохи научной революции смешно, ведь его интересы были иной природы (магико-религиозной и метафизической), отличной от той, на которой базировались идеи Коперника. Сомнительно, что Бруно понимал научный смысл этого учения. Невозможно выявить и математический аспект сочинений Бруно, потому что его математика — это пифагорейская аритмология, а следовательно, метафизика. Но Бруно удивительным образом предвосхищает некоторые положения Спинозы, и особенно — романтиков. Свойственное этим философам опьянение Богом — заметно присутствует и в трудах Бруно. У Шеллинга, по крайней мере на одной из фаз его развития, мы увидим отдельные наиболее яркие черты сходства с нашим философом. Одно из самых прекрасных и волнующих сочинений Шеллинга носит название «Бруно». В целом творчество Бруно знаменует собой вершину Возрождения и в то же время эпилог этого неповторимого периода развития западной мысли».
Джованни Реале и Дарио Антисери, 2002 год
Так в чём же действительно заключается феномен Бруно?
Существуют различные точки зрения на то, как повлияли космологические представления Бруно на ход инквизиционного следствия. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нём незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам, другие полагают, что непреклонность Бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении. В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно. Другие же исследователи считают, что Бруно был готов отречься от своих богословских воззрений и примириться с церковью, но в вопросах своего Космологического Учения на компромисс не пошёл. Однако все исследователи сходятся в одном: суд над Бруно был противостоянием религии не с наукой, а с философией и метафизикой того времени. Тем не менее, его труды повлияли на научную и гуманитарную мысль Европы и стали частью культуры эпохи Возрождения.
По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов ⎯ Campo dei Fiori. Палачи привели Бруно на место казни, привязали к столбу, который находился в центре костра, перетянули тело железной цепью и мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».
Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический «Индекс запрещённых книг» и были в нём до его последнего издания в 1948 году.
В 1889 году на месте казни в Риме ему был воздвигнут памятник.
P.S. Сущность Джордано Бруно находится на сегодняшний день в воплощении в России, в Москве. Это молодой человек исповедующий православие и имеющий большой интерес к эзотеризму и теософии.
23.05.2024